Проверки законодательства о труде 2017. Новый порядок. 22/05/2017

photo_2017-02-02_14-21-42

26 апреля 2017 принято постановление КМУ №295 «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины» О местном самоуправлении в Украине «. Данным постановлением утверждается 2 порядка-Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и Порядок осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.

Органы осуществляющие государственный контроль за соблюдением законодательства о труде определены в пункте 2 порядка государственного контроля за соблюдением законодательства о труде:

Государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда:
Гоструда и ее территориальных органов;

исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформление трудовых отношений) (далее — исполнительные органы советов).

В п. 5 предусмотрены основания для проведения:

5. Инспекционные посещения проводятся:

  1. по обращению работника о возбуждении в отношении него законодательства о труде;
  2. по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;
  3. по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2 , 4-7 настоящего пункта;
  4. по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;
  5. по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде;
  6. по информации Госстата и ее территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
    ДФС и ее территориальных органов о:

    • несоответствие количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
    • факты нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
    • факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
    • работодателей, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника; 

Пенсионный фонд Украины и его территориальных органов о:

  • работодателей, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
  • работодателей, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;
  • работодателей, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • работников, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
  • работодателей, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины «Об отпусках»);
  • работодателей, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
  • работодателей, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателей с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;
  1. по информации профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.
    Обращение физических лиц, в отношении которых нарушены правила оформления трудовых отношений, работников и работодателей может быть подано через уполномоченного представителя.

Решение о целесообразности проведения соответствующих мероприятий по основаниям, определенным подпунктами 5-7 настоящего пункта и пунктом 31 настоящего Порядка, принимает руководитель органа контроля, его заместитель.

Инспекционного посещения или решения инспектора труда о посещении работодателя, предусмотренное пунктом 33 настоящего Порядка, подлежит уведомительной регистрации Гоструда или его территориальным органом до начала его проведения.

Продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней, для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства — двух рабочих дней.

Следует отметить, что инспектору труда запрещено разглашать источник всякой жалобы, доведенной до сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекта посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы.

Согласно новому Порядку инспектор также должен сообщить объект посещения или уполномоченное им должностное лицо о проведении инспекционного посещения. Однако, о проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда сообщает объекта посещения или уполномоченному им должностному лицу, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекционном посещению.

Полномочия закреплены в п. 11:
11. Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

  1. при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных пунктом 5 настоящего Порядка, самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любых производственных, служебных, административных помещений объекта посещения, в которых используется наемный труд;
  2. знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездного инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные о ‘ объектом посещения их копии или выписки;
  3. один или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;
  4. при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать сотрудников правоохранительных органов;
  5. на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
  6. фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио — , фото — и видеотехники;
  7. получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

Для объектов посещения установлены определенные гарантии в п.14:14. При проведении инспекционного посещения объект посещения вправе:

  1. проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;
  2. не допускать к проведению инспекционного посещения в случае
  3. отсутствия служебного удостоверения;
    если на официальном веб-сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечень вопросов, подлежащих инспектированию;
    если срок проведения инспекционного посещения превышает сроки, определенные пунктом 10 настоящего Порядка;

    1. подавать в письменной форме свои объяснения, замечания об устранении нарушений к акту или предписания;
    2. требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал проверок объекта посещения (при его наличии) перед предоставлением акта для подписи руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем;
    3. перед подписанием акта быть информированным о своих правах и ОБЯЗАННОСТИ ;
    4. требовать от инспектора труда соблюдения требований законодательства;
    5. требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или конфиденциальную информацию объекта посещения;
    6. обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия инспектора труда;
    7. получать консультативную помощь от инспектора труда с целью предотвращения нарушений при проведении инспекционных посещений, невыездных инспекций.

По результатам инспекционного посещения или невыездного инспекции составляются акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде — предписание об их устранении. Меры воздействия:

27. При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом инспекционного посещения или актом невыездного инспекции, после рассмотрения замечаний объекта посещения (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам которого вносит предписание и / или принимает меры к привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.

28. В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не употребляются.

29. Меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременно и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

30. Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения до руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда .

В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано в руководителя или заместителя руководителя Гоструда .

Представление в установленный срок жалобы временно прекращает исполнение предписания или требования.

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты его поступления, если иное не установлено законом.
По результатам рассмотрения жалоб требования, предписания могут быть отменены полностью или в отдельной части.

Государственный надзор определено порядком осуществления государственного надзора за
соблюдением законодательства о труде.

Основной целью государственного надзора является выявление нарушений и недостатков при осуществлении исполнительными органами городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин и центральными органами исполнительной власти (далее — объект надзора) полномочий, определенных в соответствии частью третьей статьи 34 Закона Украины «о местном самоуправлении в Украине» и частью второй ста ТТИ 259 Кодекса законов о труде Украины.

Основными задачами государственного надзора являются:

  • разработка предложений относительно путей повышения эффективности осуществления контрольных полномочий;
  • внесения требования по обеспечению осуществления контрольных полномочий;
  • принятие мер к инициированию привлечения к ответственности должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контрольных полномочий.

 

  • Государственный надзор осуществляется путем истребование , сбора и анализа информации, необходимой для подготовки выводов о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде, или путем проведения проверки объекта надзора с выездом за его местонахождению.Выездные проверки проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с индивидуальным графиком, который утверждается руководителем или заместителем руководителя Гоструда или его территориального органа по плану работы Гоструда и ее территориального органа на соответствующий период.

О проведении выездной проверки уполномоченное должностное лицо сообщает объекта надзора не позднее чем за пять рабочих дней до ее начала.

По результатам осуществления государственного надзора составляется заключение.

В случае выявления нарушений законодательства о труде и / или недостатков при осуществлении контрольных полномочий также состоит требование.